Производители посуды посуда из керамики

Производство керамики изготовление посуды

Деколь vs сублимация: отличия технологий

В промышленном производстве посуды для нанесения рисунков на изделия используются керамические краски. Для того, чтобы перенести рисунок на посуду, чаще всего используется деколь.

На сегодняшний день декольная технология позволяет получать наиболее стойкое и экологически безопасное изображение на глазурованной посуде и других видах продукции из стекла и керамики.
Однако существуют альтернативы.

Самой распространенной заменой горячей деколи является сублимационный перенос изображения. Подавляющее большинство сувенирных кружек и значительная часть сувенирных тарелок производится именно с помощью сублимации.
В чем же разница?

1. Поверхности

Упрощенно говоря, деколь представляет собой гибкую пленку с изображением. Пластичность пленки, способность растягиваться и сжиматься, а также повторять все контуры носителя позволяют размещать декольный рисунок практически в любом месте изделия. Например, внутри.

Равенол Пример нанесения деколью внутри изделия 

Для сублимационного переноса необходим термопресс. Его нагревательный элемент имеет цилиндрическую или плоскую форму для посуды соотвествующего типа. Это делает возможным нанесение сублимационного рисунка либо на внешнюю поверхность кружки, либо на плоскую часть тарелки. При этом сама посуда в месте нанесения не должна иметь никакого рельефа или неровностей.

Отличие деколи: можно нанести в любом месте изделия

 2. Выбор посуды

Следующее отличие - в выборе посуды для нанесения. Декольная технология нанесения предполагает высокотемпературный обжиг изделий. В ходе этой операции керамические краски деколи вплавляются в глазурь керамики или верхний слой стекла. Поэтому для нанесения горячей деколью подходит любое глазурованное изделие (не обязательно посуда) или стекло. Форма изделий может быть любой.

Xterritorium Пример нанесения декольного рисунка на посуду разной  формы, в т.ч. с большими радиусами закругления

Для сублимации необходима посуда, имеющая покрытие для сублимационных чернил. В обиходе рекламных агентств и производителей сувениров это покрытие получило название "праймер". Полуфабрикаты с уже нанесенным праймером чаще всего поставляются из Китая, либо (что реже) изготавливаются на месте из обычной посуды ручным нанесением. Очевидно, что посуда для сублимации в общем случае не может быть дешевле обычной.

Отличие деколи: для нанесения походят любые глазурованные изделия и стекло

 3. Стойкость

Любого заказчика или потребителя интересует, как долго прослужит изделие с его рисунком или логотипом.

Как уже говорилось, после обжига неорганические частицы керамических красок вплавляются в верхний слой изделия. Этот способ закрепления позволяет добиться очень высокой механической стойкости рисунка. Это легко проверить в быту - попытайтесь соскоблить изображение с любой столовой керамической тарелки. Без разрушения глазури стереть рисунок не удастся.

Праймер на посуде для сублимации, о котором говорилось выше, не обладает этими свойствами. Сублимационное нанесение не выдерживает механических воздействий - рисунок можно повредить любым острым предметом или жесткой губкой.

Праймер Кружка с поврежденным сублимационным изображением

Химическую стойкость деколи в быту проверить сложнее, но и она многократно превышает любой сублимационный перенос.

Отличие деколи: высокая стойкость ко всем бытовым воздействиям

 4. Экологическая безопасность

Этот пункт имеет особое значение для посуды, контактирующей с пищей. Строго говоря, нельзя признать саму по себе декольную технологию более безопасной, чем сублимацию. Безвредность для человека зависит в первую очередь от применяемых керамических красок или сублимационных чернил.

Основным регламентирующим безопасность посуды стандартом в России является ГОСТ Р ИСО 6486-2-2007 . Он устанавливает пределы выделения в окружающую среду тяжелых металлов - свинца и кадмия.

ГОСТ

 Требования ГОСТ 53547-2009 к безопасности столовой посуды

Что касается деколи, то существуют серии бессвинцовых керамических красок, исключающих его воздействие на организм. Относительно сублимационных чернил безопасными можно признать лишь красители на водной основе.

Однако существуют также требования к кислотостойкости пищевой посуды, устанавливаемые ГОСТ Р 53547-2009. Не каждая деколированная посуда соотвествует этим требованиям; о посуде с сублимационным рисунком говорить не приходится.
А кроме того, для керамической посуды возможно и подглазурное нанесение деколью, при котором достигается абсолютная экологическая безопасность. Но об этом в другой раз.

Отличие деколи: более высокие требования к экологической безопасности и соотвествие им

5. Цветовая палитра

Этот вопрос также не совсем однозначен. С одной стороны, палитры основных производителей керамических красок сильно ограничены по цветам и оттенкам. Существуют полиграфические цвета, которые невозможно или крайне проблематично воспроизвести с помощью деколи. Возможности сублимации в отношении сложных оттенков или градиентных переходов цвета также гораздо шире.

С другой стороны, этот недостаток перекрывается одним весомым достоинством. В силу различий технологии нанесение белого цвета невозможно сублимационными чернилами, но печать белым цветом на кружках или другой посуде не представляет сложности для декольного переноса.

Причина в том, что не существует (или мы о них не знаем) белых сублимационных чернил, но белая керамическая краска присутствует в палитре любого производителя.

Нескафе

Пример нанесения деколью белого цвета на цветную кружку

Для чего же нужен белый цвет? Чаще всего он используется при печати по цветной посуде или посуде из прозрачного стекла, особенно если белый - это один из цветов логотипа заказчика.

Отличие деколи: возможность нанесения белым цветом на кружках и другой посуде

 

Можно было бы перечислить еще несколько преимуществ декольной технологии, но нельзя и не упомянуть о недостатках. Они также имеются.

 

1. Технологическая сложность процесса.
Для нанесения декольным способом необходимо контролировать несколько важных технологических этапов: печать и сушка деколи, качество ее наклейки на изделие, обжиг. Для каждого этапа необходимы определенные знания и навыки, а также специальное оборудование.
Для сублимации же необходим лишь принтер с чернилами и термопресс.
2. Сроки.
Этот недостаток напрямую вытекает из первого. Нельзя за сутки напечатать деколь, нанести ее и обжечь изделия. Декольная технология требует времени. "Комфортный" срок для выполнения среднего заказа составляет 2-3 недели. Это необходимо учитывать при планировании нанесения деколью.
Временны’е затраты на сублимацию колеблятся в пределах 2-3 минут на изделие.
3. Высокие операционные риски.
Если допущена ошибка на каком-то из этапов производства, то зачастую увидеть ее последствия можно только в конце цикла. Брак в деколи или неправильный температурный режим обжига могут испортить всю партию, и узнать об этом можно будет только после того, как остынет печь.
Напротив, сублимационное нанесение позволяет отслеживать результат после каждого отдельного изделия и вовремя вносить необходимые корректировки в технологию.

Подытоживая написанное, необходимо отметить, что сравнение двух технологий не является их противопоставлением. Как отмечалось, и деколь, и сублимация имеют как достоинства, так и недостатки. Задача данной статьи - помочь разобраться в их принципиальных различиях. Цель и желаемый результат определяют конечный выбор.